Уполномоченный при президенте рф по правам предпринимателей


Уполномоченный по защите прав предпринимателей при Президенте РФ — новый, непривычный и не всегда понятный институт для российского бизнеса. Возникает вопрос, какое влияние бизнес-омбудсмен может оказать на развитие российского предпринимательства. Какие права и обязанности бизнес-омбудсмена установлены законодательством. Кто, когда и как может обратиться к нему за помощью, какие вопросы он поможет решить. Как накажут тех, кто игнорирует решения бизнес-омбудсмена.

Что собой представляет уполномоченный по защите прав предпринимателей и каким законом регулируется его деятельность

Любой бизнес сопряжён с разноплановыми рисками, и экономическими, и криминальными. В современной России существенное значение занимают риски административные и коррупционные. С начала девяностых годов прошлого века одновременно с развитием российского бизнеса возникла необходимость правовой защиты предпринимательства.


Федеральными органами РФ издавались законодательные акты, регулирующие деятельность российского бизнеса. Существенную роль в его упорядочении сыграло принятие Гражданского и Налогового кодексов РФ. Они явились законодательной базой для ведения бизнеса предприятиями и ИП разного уровня.

Однако принятые правовые акты не стали инструментом полноценного решения задачи эффективной защиты прав российских предпринимателей. Для конкретного предпринимателя борьба с разнообразными вызовами нестабильной отечественной экономики и коррумпированной системы управления зачастую становится непосильной.

В сложившейся ситуации назрела потребность в учреждении такого института, как бизнес-омбудсмен. Впервые эта потребность была декларирована в Указе Президента РФ № 596 от 07.05.2012 «О долгосрочной государственной экономической политике». Затем Президент своим указом № 879 от 22.06.2012 учредил должность бизнес-омбудсмена и назначил на неё Титова Бориса Юрьевича.

Борис Титов
ое время отстаивал интересы отечественных предпринимателей

Статус бизнес-омбудсмена

Правовой статус бизнес-омбудсмена регламентирован законом № 78-ФЗ от 07.05.2013 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ». С 01.01.2015 вступила в действие статья 2 этого закона, что довело до логического завершения формирование в РФ института бизнес-омбудсмена, который совместно со своим рабочим аппаратом приобрёл статус государственного органа с правом юридического лица. Это повысило его возможности эффективно выполнять свои целевые функции.

Круг компетенций и полномочий бизнес-омбудсмена довольно широкий. Цель его деятельности — защита законных прав всех предпринимателей в РФ и российских бизнесменов за её границами.

Деятельность бизнес-омбудсмена ориентирована на содействие развитию других общественных структур по защите российского бизнеса, а также на активное участие в формировании политики государства в сфере предпринимательства. По распоряжению Председателя Правительства РФ от 04.03.2016 Б.Ю. Титов был включён в состав рабочей группы по формированию программы «Экономика роста».


Сам бизнес-омбудсмен так формулировал свою миссию: «То, что касается направлений работы — главных несколько. Это прежде всего работа с обращениями по конкретным случаям. К нам идёт большое количество обращений бизнесменов, чьи права, как они считают, уже нарушены: которые сидят в тюрьме или в СИЗО или находятся под подпиской о невыезде, в разных ситуациях. Бывают просто вопиющие случаи… И если мы видим, что действительно права нарушены, то тогда омбудсмен будет брать эти общественные решения и конкретно действовать — освобождать предпринимателя, закрывать уголовные дела с помощью его взаимодействия с руководством прокуратуры и других силовых структур. Это одна часть работы. Вторая часть — законодательная работа: мы должны сделать так, чтобы законодательство действительно защищало права предпринимателя».

По общему мнению, актуальность института бизнес-омбудсмена в России невозможно преуменьшить. Уровень криминальных рисков в стране можно считать значительно снизившимся, по крайней мере, по сравнению с печально известными девяностыми. Уровни же рисков административных и коррупционных скорее растут, чем снижаются. И это несмотря на активное противодействие верховной власти, в первую очередь, Президента.


Бизнесмены обсуждают проект
Бизнес-омбудсмен призван обеспечивать предпринимателям надлежащую защиту и на законодательном уровне гарантировать комфортные условия для ведения дел

Кто может стать бизнес-омбудсменом в России

Законом 78-ФЗ предусмотрен порядок назначения бизнес-омбудсмена и условия, которым должен удовлетворять кандидат. Эти условия прописаны в статье 1 закона:

  1. Бизнес-омбудсменом может стать только гражданин РФ с высшим образованием, достигший возраста 30 лет.
  2. Бизнес-омбудсмена назначает Президент РФ на 5 лет. Бизнес-омбудсмен назначается на эту должность не больше двух сроков подряд. Президент может и досрочно прекратить полномочия омбудсмена.

  3. Бизнес-омбудсмен не может быть депутатом федерального или регионального уровня, не может иметь доходов от бизнеса или другой работы по найму.
  4. Допустимо для бизнес-омбудсмена получение дохода от преподавательской, научной или другой творческой деятельности. Бизнес-омбудсмен должен прекратить все виды деятельности, недопустимые согласно ст. 1 закона 78-ФЗ, не позднее двух недель после назначения на должность.
Кого могут назначить бизнес-омбудсменом
Условия для рассмотрения кандидатуры бизнес-омбудсмена

Концепция учреждения должности бизнес-омбудсмена в такой большой стране, как Россия, естественно, должна была развиться в систему, дополненную учреждением аналогичных должностей на региональном уровне.
а возможность установлена в статье 9 закона № 78-ФЗ. Региональный уполномоченный назначается Законом субъекта РФ и будет считаться замещающим государственную должность в аппарате управления субъекта РФ. При этом региональный закон не должен противоречить положениям закона 78-ФЗ, в частности, ст. 10 этого закона.

Финансирование деятельности регионального уполномоченного должно проводиться за счёт регионального бюджета. Региональный бизнес-омбудсмен будет выполнять те же функции, что и уполномоченный на общегосударственном уровне, но только в том субъекте РФ, где он назначен бизнес-омбудсменом. Требования к кандидатуре регионального омбудсмена практически те же, как и к кандидатуре на пост Уполномоченного при Президенте РФ.

Аппарат Уполномоченного: штатные сотрудники и общественные помощники

Статья 8 закона 78-ФЗ предоставляет право омбудсмену набрать оплачиваемый персонал для осуществления текущей деятельности. Численность и структура аппарата регулируются приказами омбудсмена. Финансирование и материально-техническое обеспечение работы самого бизнес-омбудсмена и его аппарата предусматривается федеральным бюджетом.

Но состав помощников омбудсмена не ограничивается штатным персоналом. Успешная деятельность омбудсмена невозможна без участия специалистов экспертного уровня на различных направлениях его деятельности. Омбудсмен привлекает экспертов pro bono publico на общественных началах для правовой оценки жалоб предпринимателей. Статья 7 закона 78-ФЗ также даёт возможность омбудсмену широко использовать в своей сфере деятельности многоплановые общественные структуры.


Наглядно структура аппарата омбудсмена в 2018 году отражена на схеме.

Структура аппарата омбудсмена в 2018 году
Структура аппарата бизнес-омбудсмена в 2018 году

Омбудсмен вправе создавать различные совещательные органы. Для участия в работе таких органов омбудсмен может привлекать на общественных началах специалистов экспертного уровня, представителей органов власти разных уровней, представителей общественных объединений.


Многоплановая работа омбудсмена требует ведения переговоров на уровне органов власти различного уровня в процессе рассмотрения жалоб предпринимателей. Одновременно возникает необходимость в экспертизе обжалуемых нормативных актов и находящихся на стадии разработки законодательных инициатив омбудсмена.

Советы при омбудсмене выполняют разноплановые функции.

  1. Общественный совет:
    • объединение представителей важнейших структур бизнеса;
    • обсуждение кандидатур для назначения общественными представителями омбудсмена;
    • обсуждение кандидатур на должность региональных омбудсменов;
    • участие в подготовке решений омбудсмена о приостановлении действия отдельных ненормативных актов властных структур.
  2. Экспертный совет:
    • анализ системных проблем хозяйственного законодательства и проявлений коррупционных практик;
    • подготовка предложений по способам устранения системных проблем законодательства;
    • рассмотрение совместно с Генеральной прокуратурой случаев массового нарушения хозяйственного законодательства и анализ широкого распространения ненадлежащей правоприменительной практики;
    • подготовка законодательных инициатив для разрешения проблем, связанных с несовершенством законодательства;
    • подготовка ежегодного доклада Президенту к согласованию в структурах омбудсмена с учётом мнения ведущих предпринимательских сообществ.

  3. Координационный совет:
    • объединение общественных помощников омбудсмена по 38 направлениям его работы;
    • координация позиций института региональных омбудсменов по тематике административного законодательства;
    • выстраивание работы структуры омбудсмена с профильными ведомствами;
    • организация социологических опросов среди предпринимателей разного уровня по тематике факторов, влияющих на бизнес;
    • выявление и систематизация проблем российского бизнеса в различных сферах, выработка направлений решения выявленных проблем.

Можно отметить результаты работы экспертного совета при омбудсмене:

  • подготовлено 4 ежегодных доклада Уполномоченных, в результате отработки которых с органами власти инициировано более 150 поручений Президента РФ и Правительства РФ;
  • подготовлены проекты 29 федеральных законов (в т. ч. пакет законов о самозанятых);
  • совместно с Институтом экономики роста им. П.А. Столыпина подготовлена среднесрочная программа социально-экономического развития России до 2025 года «Стратегия роста»;
  • в 2017 году подготовлен аналитический доклад «Бизнес под уголовным прессом», посвящённый анализу состояния использования в РФ уголовного законодательства в сфере регулирования предпринимательской деятельности.

В круг функций омбудсмена входит и достижение договорённостей о совместной работе с различными официальными структурами и организациями, а также создание межведомственных рабочих групп с участием своих представителей.

Таблица: соглашения, заключённые с ведомствами и организациями

Полномочные представители омбудсмена работают в общественных советах при министерствах и ведомствах.

Представители бизнес-омбудсмена в ведомствах
Представители бизнес-омбудсмена в министерствах и ведомствах

Общая компетенция Уполномоченного: что в неё входит, его права и обязанности

Деятельность бизнес-омбудсмена не ограничивается рассмотрением жалоб бизнесменов, полагающихся на вмешательство данного института, как на последний шанс защиты своих прав от давления криминала и государственных структур.

В целом работа омбудсмена направлена на то, чтобы улучшить предпринимательский климат в стране. И закон № 78-ФЗ от 07.05.2013 даёт для этого широкий спектр возможностей.

Отдельное предусмотренное законом направление работы омбудсмена — экспертные функции. Ст. 6 закона № 78-ФЗ предоставляет ему право законодательной инициативы в сфере регулирования прав субъектов предпринимательства.

Омбудсмен имеет право направлять Президенту, в Госдуму и в другие властные структуры предложения о принятии (а также об изменении или отмене) законов и иных актов, имеющих отношение к сфере предпринимательства.

Заключения по проектам рассматриваемых нормативных актов, направляемые омбудсменом, должны быть рассмотрены как Правительством РФ, так и другими органами власти любого уровня. На такое рассмотрение установлен предельный срок — 30 дней.

В полномочия омбудсмена входит направление Президенту предложений, обосновывающих необходимость аннулирования или приостановки действия актов структур исполнительной власти любого уровня, включая Правительство РФ, если такие акты противоречат Конституции, иным законам, указам Президента, а также если эти акты содержат положения, без должных оснований затрудняющие деятельность предпринимателей.

Итоги работы омбудсмен ежегодно отражает в докладе Президенту РФ, публикуемом на сайте омбудсмена и в «Российской газете». В частности, результаты работы института уполномоченных систематизированы в отчёте Президенту за 2017 год.

Успехи 2017 года
Реализация полномочий по видам деятельности (из доклада омбудсмена Президенту за 2017 од)

Видео: бизнес-омбудсмен предложил новации

Особенности участия омбудсмена в судебном производстве

Обратившийся в арбитражный суд федеральный или региональный омбудсмен пользуется статусом истца. Он правомочен также вступить в судебное производство на стороне обратившегося с жалобой субъекта предпринимательства в качестве третьего лица без самостоятельных требований. Омбудсмен правомочен инициировать обжалование вступивших в законную силу решений арбитражных судов. Законом предусмотрено право омбудсмена инициировать обжалование в статусе лица, не участвовавшего в процессе на этапе рассмотрения (ст. 53.1, ст. 42 АПК РФ).

Федеральный или региональный омбудсмен правомочен участвовать в уголовном процессе в статусе защитника наряду с адвокатом, а в случае рассмотрения дела мировым судьёй, быть единственным защитником без обязательного привлечения адвоката (ч. 2 ст. 49 УПК РФ). Федеральный омбудсмен также может участвовать в статусе защитника в производстве по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности(ст. 25.5.1 КоАП РФ).

Порядок рассмотрения омбудсменом жалоб от предпринимателей

Подачу жалоб российскому бизнес-омбудсмену регламентирует Порядок, утверждённый Б.Ю. Титовым 06.06.2013 года во исполнение ст. 11 закона № 78-ФЗ. Порядок устанавливает механизм рассмотрения жалоб и принятия решений по ним. С Порядком можно ознакомиться на официальном сайте бизнес-омбудсмена.

Жалобу омбудсмену как индивидуальную, так и коллективную, могут подать:

  • субъект предпринимательства (ИП или юридическое лицо), чьи права в сфере бизнеса были нарушены;
  • представитель субъекта предпринимательства, например, адвокат;
  • общественное объединение субъектов предпринимательства, намеренное защитить законные интересы конкретного предпринимателя;
  • близкие родственники человека, занятого предпринимательством, который находится в статусе обвиняемого или уже осуждён за деятельность, связанную с его бизнесом.

Жалоба может быть первичная или повторная. Повторной считается жалоба лица, уже подававшего жалобу того же содержания. Цель повторной жалобы:

  • обжаловать решение омбудсмена по своей первичной жалобе;
  • отразить мнение о недостатках, имевших место при рассмотрении первичной жалобы;
  • пожаловаться на несвоевременное рассмотрение жалобы.

Подача жалобы

Рекомендуемую форму жалобы можно скопировать с официального сайта омбудсмена. Заявитель обычно подготавливает материалы по документальному обоснованию аргументов, содержащихся в жалобе. Для подтверждения аргументации поданного обращения заявитель может:

  • дополнительно предоставить копии документов;
  • ходатайствовать о запросе определённых документов в конкретных властных или правоохранительных органах.

Жалоба может быть направлена омбудсмену почтовым отправлением или по e-mail адресу: priem@ombudsmanbiz.ru.

Важно соблюдать формальные моменты оформления жалобы. Это, в первую очередь, относится к чёткой индивидуализации заявителя. Необходимо указать в жалобе:

  • фамилию, имя, отчество заявителя;
  • место жительства;
  • ИНН либо основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя;
  • полное наименование юридического лица и место нахождения;
  • ИНН юридического лица;
  • полный почтовый (или электронный) адрес лица, направившего жалобу, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании жалобы;
  • изложение существа вопроса;
  • личную подпись заявителя (гражданина или руководителя юридического лица).

Содержательные аспекты жалобы не менее важны, чем формальные моменты. Заявитель должен:

  • чётко указать, нарушены какие именно права заявителя или лица, в защиту которого подана жалоба;
  • какое именно лицо виновно в нарушение затронутых в жалобе прав (это может быть физическое или юридическое лицо, но чаще всего это какая-то властная структура, орган правопорядка или суд);
  • предложить меры для устранения допущенного нарушения права;
  • описать, какие действия уже были предприняты самостоятельно заявителем (или лицом, в защиту которого подаётся жалоба).

Порядок работы с жалобами

Аппарат омбудсмена организует приём и рассмотрение жалобы в соответствии с установленным порядком.

  1. Регистрация жалобы и формальный фильтр.
    Формальный фильтр предусмотрен для того, чтобы определить, может ли быть жалоба принята к рассмотрению, или заявителю должен быть направлен в трёхдневый срок обоснованный отказ в принятии жалобы.
    Основанием для невозможности принятия жалобы к рассмотрению может быть одно из следующих обстоятельств:
    • подана жалоба не по направлению деятельности омбудсмена:
      • обжалуются права лица, не являющегося субъектом предпринимательства;
      • жалоба содержит ходатайство о защите прав предпринимателя, не относящихся к его коммерческой деятельности, т. е. жалоба не относится к преследованию лица за правонарушения по статьям УК РФ, сгруппированным в главах 21 и 22 УК.
    • вопрос уже был рассмотрен:
      • жалоба содержит вопрос, по которому заявитель уже обращался к омбудсмену, и заявителю уже направлялись ответы по рассмотрению данного вопроса;
    • неправильное оформление жалобы:
      • жалоба может считаться анонимной (не указана идентификация заявителя);
      • качество написания жалобы не позволяет её прочитать (неразборчивый рукописный текст, печать на принтере с недостатком краски в картридже);
    • недостаток информации для рассмотрения по существу:
      • не представлено документальное подтверждение полномочий заявителя представлять лицо, интересы которого защищаются в жалобе;
      • вопрос жалобы изложен так, что из текста невозможно понять его содержание.
  2. Первичная правовая экспертиза и диспетчеризация обращения. После принятия решения о том, что жалоба должна быть принята, аппарат омбудсмена занимается решением следующих вопросов.
    • выявляется, необходимо ли предоставление заявителем дополнительных документов для рассмотрения ходатайства заявителя по существу;
    • проверяется, не будет ли ответ по вопросу, отражённому в жалобе, нарушением законодательства об охране государственной тайны;
    • определяется, возможно ли направить жалобу на рассмотрение региональному омбудсмену для непосредственной работы с заявителем;
    • должна ли быть жалоба направлена общественным представителям и экспертам Уполномоченного для дополнительного изучения;
    • относится ли решение вопроса жалобы к компетенции определённой государственной структуры, куда жалоба должна быть направлена.
  3. Рассмотрение обращения по существу может включать в себя как работу с документами, так и контакты с заявителем и с лицами, упомянутыми в жалобе.
    • проводится правовая экспертиза жалобы и приложенных к ней документов;
    • если необходимо, опрашиваются физические лица и должностные лица организаций, упомянутых в жалобе;
    • проводится (при необходимости) встреча омбудсмена или его уполномоченного представителя с заявителем или с лицом, в защиту которого подана жалоба;
    • в необходимых случаях готовится и направляется запрос омбудсмена в конкретные органы власти и правопорядка по предоставлению необходимых документов.
  4. Реализация мер по защите прав заявителя.
    • составляются запросы и рекомендации в административные или правоохранительные органы;
    • подаются омбудсменом иски в защиту интересов заявителя;
    • принимается решение об участии федерального или регионального бизнес-омбудсмена в качестве защитника в судебном процессе по обвинению заявителя в правонарушениях в связи с его предпринимательской деятельностью;
    • по итогам реализации мер по защите заявителя определяется имеют ли системный характер проблемы, затронутых в жалобе;
    • передаются материалы по выявленным системным проблемам экспертам для подготовки законодательной инициативы или других мер.
  5. Работа с системными проблемами.
    • экспертный совет проводит экспертизу по выявленным системным проблемам;
    • эксперты готовят материалы для обращения омбудсмена в надлежащие инстанции по выявленным проблемам;
    • омбудсмен обращается к Президенту с предложениями по принятию мер устранения выявленных проблем законодательства или правоприменительной практики.

Если были запрошены у заявителя дополнительные документы, рассмотрение жалобы приостанавливают до момента получения запрошенных материалов. Следующие шаги бизнес-омбудсмена в таком случае:

  • запрошенные материалы получены и начинается рассмотрение жалобы по существу; получение дополнений не считается подачей повторной жалобы;
  • заявитель не предоставил запрошенные данные в течение двух месяцев и рассмотрение жалобы автоматически прекращается, а заявителю направляется уведомление.

В процессе работы с принятой к рассмотрению жалобой омбудсмен уведомляет заявителя о принимаемых мерах и полученных результатах. Такие уведомления направляются заявителю не реже, чем один раз в два месяца.

Какими полномочиями обладает омбудсмен для рассмотрения жалобы

Бизнес-омбудсмен законодательно наделен широким набором инструментов для использования в процессе рассмотрения обращений субъектов предпринимательства. Некоторые права омбудсмена можно отнести и к категории властных полномочий.

В процессе рассмотрения жалобы бизнес-омбудсмен вправе выполнять следующие действия.

  1. Получать от органов власти всех уровней документы на основании своего запроса.
  2. Посещать должностных лиц органов власти любого уровня.
  3. Посещать лиц, жалобы в защиту которых приняты омбудсменом, как в местах содержания подсудимых, так и в учреждениях исполнения наказаний. На такие посещения омбудсмен не обязан получать специальное разрешение.
  4. Участвовать в назначенных контролирующими организациями выездных проверках у предпринимателей, нарушение чьих прав рассматривает омбудсмен.
  5. Обжаловать в суде ненормативные правовые акты, содержащие положения, вследствие которых нарушены законные права одного или нескольких субъектов предпринимательства.
  6. Выдавать предписания на приостановку действия актов, которые были обжалованы в суде, до момента вступления в силу решения суда по обжалованию такого акта.

Закон № 78-ФЗ от 07.05.2013 обязывает должностных лиц обеспечить беспрепятственный приём омбудсмена, а также направить на его запросы письменные ответы и запрошенные им документы не позднее пятнадцати дней после получения запроса. Омбудсмен может привлекать экспертов для рассмотрения жалобы, а также привлекать к такой работе своих общественных представителей.

Если жалобы, адресованные омбудсмену, содержат вопросы, входящие в компетенцию правоохранительных органов, то их направляют в конкретный правоохранительный орган, о чём извещают заявителя. Если жалоба содержит несогласие с решениями судов или правоохранительных органов и одновременно содержит не подтверждённое конкретными доказательствами требование о привлечении к ответственности работников правоохранительных органов или судей, такая жалоба рассматривается только по вопросу содержания вынесенного решения.

Видео: какие жалобы поступают в аппарат омбудсмена

Какие действия должен совершить омбудсмен по итогам рассмотрения жалобы

Омбудсмен осуществляет одно или несколько действий из закрытого перечня в ч. 5 ст. 4 закона № 78-ФЗ от 07.05.2013:

  • письменно разъясняет заявителю затронутые им вопросы и способы защиты перечисленных в жалобе прав;
  • если в действиях органа власти усматриваются признаки нарушения законодательства, направляет в этот орган заключение, где указывает необходимые меры, которые должны обеспечить восстановление прав конкретных субъектов предпринимательства;
  • подаёт в суд заявление с требованием признать недействительным нормативный акт, нарушающий предпринимательские права субъекта бизнеса;
  • подаёт в суд иск, направленный на защиту интересов субъектов предпринимательства, нарушение чьих прав отражено в жалобе;
  • обжалует в апелляционных судебных инстанциях вступившее в силу решение суда, в отношении субъекта предпринимательства, о защите чьих прав ходатайствует жалоба;
  • направляет в надлежащие органы обращение, обосновывающее требование о привлечении к дисциплинарной или судебной ответственности инициаторов действий, нарушающих права субъектов предпринимательства;
  • передаёт жалобу в организацию, могущую разрешить вопросы жалобы, причём закон запрещает омбудсмену направлять полученную от заявителя жалобу лицу, действия которого обжалует заявитель.

Омбудсмен вправе запросить данные об итогах рассмотрения направленной жалобы. Заявителю предоставляют для ознакомления материалы по рассмотрению его жалобы. Законом установлено, что ознакомление не должно затрагивать законные интересы иных лиц.

Результаты рассмотрения жалоб публикуются на сайте омбудсмена. При этом персональные данные конкретных физических лиц должны быть обезличены.

Какая ответственность грозит за вмешательство в деятельность омбудсмена

За действия по воспрепятствованию выполнению омбудсменом его обязанностей, предусмотренных законом, судом может быть наложено административное взыскание (ст. 17.2.2 КоАП РФ). Так, за факт вмешательства в работу омбудсмена с целью оказания влияния на принятие им решения предусмотрен штраф от 1000 до 2000 рублей.

На должностное лицо, не исполняющее законные требования омбудсмена, могут наложить штраф от 2000 до 3000 рублей.

Если должностное лицо не соблюдает определённые законом сроки направления омбудсмену материалов по его запросу, Кодексом предусмотрен штраф от 1000 до 2000 руб. А повторное совершение хотя бы одного из вышеуказанных правонарушений в течение года предусматривает дисквалификацию виновного лица на срок от полугода до года.

Для ещё молодого российского предпринимательства фигура бизнес-омбудсмена непривычна. Однако опыт деятельности российского бизнес-омбудсмена показал, что обширный круг полномочий позволяет ему весьма эффективно помогать российскому предпринимательскому сообществу бороться с разноплановыми противозаконными помехами в бизнесе. Это и работа с органами власти разного уровня, это и участие в гражданском и уголовном судопроизводстве, а главное — выполнение функций эксперта, имеющего право обращаться к Президенту с конструктивными законодательными инициативами в сфере прав предпринимателей.

biznes.guru

Уполномоченный при президенте рф по правам предпринимателейИнститут уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (далее – Уполномоченный) создан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». Потребность в нем продиктована тем, что зачастую субъекты предпринимательской деятельности (далее – предприниматели) не в силах самостоятельно разрешить ситуации, связанные с нарушением их прав и законных интересов, особенно в тех случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление, коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц.

Впервые должность Уполномоченного была учреждена Указом Президента РФ от 22 июня 2012 г. № 879 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей», а назначен на нее Борис Титов. С целью закрепления правового статуса уполномоченного и детального регулирования его деятельности Минэкономразвития России был разработан, а в последствии принят Госдумой и подписан Президентом РФ Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», который вступил в силу 8 мая 2013 года (далее – закон об уполномоченных).  

На данный момент, уполномоченный является федеральным государственным гражданским служащим Администрации Президента РФ1, назначаемым главой государства с учетом мнения предпринимательского сообщества. Финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета. Однако планируется, что с 1 января 2015 года Уполномоченный и его рабочий аппарат получат статус государственного органа, обеспечивающего гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав государственными и муниципальными органами и должностными лицами (ч. 2 ст. 1 закона об уполномоченных).

Справка

Уполномоченным назначается лицо, являющееся гражданином России, не моложе 30 лет, имеющее высшее образование, назначаемой Президентом РФ сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может занимать указанную должность более чем два срока подряд. Его полномочия также могут быть досрочно прекращены по решению главы государства.

Уполномоченный не вправе быть членом Совета Федерации, депутатом Госдумы, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня назначения на должность. В своей деятельности Уполномоченный не может руководствоваться решениями политической партии или иного общественного объединения, членом которого он состоит (ст. 1 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»).

Помимо этого, каждый регион России имеет право учреждать должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ (далее – региональные уполномоченные) для решения соответствующих проблем на локальном уровне. Правовое положение, основные задачи и компетенция регионального уполномоченного, а также порядок его назначения устанавливаются специальным законом субъекта РФ. Кандидатура такого должностного лица согласовывается с Уполномоченным и предпринимательским сообществом.


Общая компетенция Уполномоченного

В компетенцию Уполномоченного входит защита прав и законных интересов как российских и иностранных предпринимателей на территории России, так и российских предпринимателей на территориях иностранных государств. Для этих целей он также осуществляет контроль за деятельностью федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Помимо этого, Уполномоченный содействует развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов предпринимателей, взаимодействует с предпринимательским сообществом, участвует в формировании и реализации государственной политики в соответствующей сфере. 

 

Порядок рассмотрения жалоб Уполномоченным

Обращения Уполномоченный рассматривает в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», но с учетом особенностей, установленных законом об уполномоченных. Напомним, что по общему правилу письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. 

Жалоба может быть направлена как в письменном виде (в том числе, в ходе личного приема), так и в электронном виде. В последнем случае необходимо заполнить специальную форму и направить ее по адресу priem@ombudsmanbiz.ru2. Решение о принятии жалобы к рассмотрению или об отказе в этом принимается Уполномоченным в течение в течение 10 дней со дня ее поступления (заявитель уведомляется о принятом решении в течение трех дней). При этом отказ в принятии жалобы должен быть мотивирован, т. е. содержать хотя бы одно из следующих оснований (ч. 3 ст. 4 закона об уполномоченных):

  • текст жалобы, направленной в письменной форме, не поддается прочтению;
  • в жалобе содержится только тот вопрос, на который заявителю многократно давались Уполномоченным ответы по существу в письменной форме в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые обстоятельства по этому вопросу;
  • ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Цитата

Уполномоченный при президенте рф по правам предпринимателей

Борис Титов, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей

«За последний год в институт Уполномоченного поступило более 4,5 тысяч обращений. 2 тысячи – в адрес федерального уполномоченного, 2,5 тысячи в адрес региональных уполномоченных. Более 1 тыс. обращений связано с уголовным преследованием бизнеса. Остальные связаны с административными проблемами. Тематика самая разная от налогов до таможни, от ЖКХ и до экологии».

Фото: бизнес-омбудсмен.СЂС„

В случае принятия жалобы к рассмотрению, Уполномоченный уведомляет заявителя о результатах реализации мер по восстановлению его нарушенных прав и законных интересов с периодичностью не реже одного раза в два месяца. Стоит отметить, что на официальном сайте Уполномоченного опубликован подробный порядок подачи и рассмотрения жалоб и принятия решений по ним, утвержденный во исполнение ст. 11 закона об уполномоченных.

 

Полномочия Уполномоченного в ходе рассмотрения жалобы

Уполномоченный наделен достаточно широким спектром инструментов для разрешения обращений предпринимателей, в том числе и рядом властных полномочий. В частности, входе рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе (ч. 1 ст. 5 закона об уполномоченных):

  1. Запрашивать и получать от органов государственной власти и местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы (в частности, в законодательстве прямо прописано право уполномоченных бесплатно получать информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, а также сведения и документы из ЕГРЮЛ и ЕГРИП3).
  2. Беспрепятственно посещать органы государственной власти и местного самоуправления при предъявлении служебного удостоверения.
  3. Без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы в целях защиты прав предпринимателей. Речь идет о предпринимателях, подозреваемых, обвиняемых или осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 159-159.6, 160 и 165 УК РФ (если они совершены в сфере предпринимательской деятельности), а также статьями 171-172, 173.1-174.1, 176-178, 180, 181, 183, 185, 185.2-185.4, 190-199.2 УК РФ. Стоит также отметить, что предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, адресованные уполномоченным не подлежат цензуре и направляются адресату в запечатанном пакете (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).
  4. Принимать участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя (и с его письменного согласия) в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля. Корреспондирующая норма о праве юридического лица и индивидуального предпринимателя привлекать Уполномоченным к участию в проверке закреплено также в п. 5 ст. 21 Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  5. Ненормативным правовым актом признается акт государственного органа, органа местного самоуправления, уполномоченного должностного лица, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретного лица.
    (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2013 № 06АП-1288/2013 по делу № А37-3453/2012).

  6. Выносить подлежащие немедленному исполнению предписания о приостановлении действия ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы предпринимателей. Данное право может быть реализовано только при условии одновременного обжалования Уполномоченным такого документа в судебном порядке. При этом его действие приостанавливается только на срок до вступления в законную силу соответствующего судебного акта, который будет вынесен по итогам рассмотрения заявления уполномоченного. Об исполнении вышеупомянутого предписания исполнительно-распорядительные органы или должностные лица местного самоуправления обязаны сообщить Уполномоченному в трехдневный срок, а представительные органы местного самоуправления – не позднее трех дней со дня принятия ими решения (ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
  7. Привлекать экспертов, способных оказать содействие в их полном, всестороннем и объективном рассмотрении жалоб предпринимателей. Стоит отметить, что помимо права Уполномоченного на совершение указанных выше действий, установлена прямая обязанность руководителей и иных должностных лица органов государственной власти и местного самоуправления (ч. 2 ст. 5 закона об уполномоченных): обеспечить прием Уполномоченного; направить ответ в письменной форме на его обращение; п редоставить запрашиваемые им сведения, документы и материалы.

Данные действия должны быть совершены в срок, не превышающий 15 дней со дня получения соответствующего обращения от Уполномоченного. Ответ на его обращение направляется за подписью должностного лица, которому оно непосредственно было адресовано.

В жалобе в обязательном порядке указывается, какие именно права субъекта предпринимательской деятельности нарушены, субъект, нарушивший эти права, нарушенные нормы материального и процессуального права, обстоятельства, при которых произошло нарушение, действия, которые, по мнению заявителя, могут привести к восстановлению нарушенного права, или устранению последствий нарушения, действия, предпринятые субъектом предпринимательской деятельности самостоятельно для защиты прав. 

Если заявитель обращается к Уполномоченному с просьбой о совершении отдельных процессуальных действий в рамках гражданского, арбитражного, административного, или уголовного процесса, в жалобе должны быть указаны уважительные причины, объективно препятствующие заявителю и (или) субъекту предпринимательской деятельности, в интересах которого выступает заявитель, самостоятельно совершить такие процессуальные действия и приложены подтверждающие это документы.   

(п. 2.2 Порядка подачи и рассмотрения жалоб, принятия решений по ним Уполномоченным (утв. Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей 6 июня 2013 г.).

 

Действия Уполномоченного по итогам рассмотрения жалобы

Законом об уполномоченных определен закрытый перечень действий, одно или несколько из которых Уполномоченный обязан совершить по итогам рассмотрения жалобы предпринимателя (ч. 5 ст. 4 закона об уполномоченных):

  1. Разъяснить заявителю вопросы, касающиеся его прав и законных интересов, в том числе форм и способов их защиты, предусмотренных законодательством РФ.
  2. Передать жалобу в орган государственной власти, местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу. При этом Уполномоченный не имеет права направлять жалобу на рассмотрение должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется (п. 2 ч. 5 ст. 4 закона об уполномоченных).
  3. Направить заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов предпринимателей в орган государственной власти, местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются соответствующие нарушения. Тем не менее, обязанность указанных субъектов исполнять данное заключение законодательством не установлена.
  4. Обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) госорганов, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также иных органов и организаций, если они наделены отдельными государственными или иными публичными полномочиями (см. гл. 24 АПК РФ, глава 25 ГПК РФ). Исключение составляют органы прокуратуры, Следственного комитета РФ, органов судебной власти. При этом реализовать указанное право уполномоченный имеет только в том случае, если оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону, иному нормативному правовому акту, нарушают права и законные интересы предпринимателей в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, либо создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.
  5. Обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся предпринимателями (см. ст. 225.10 АПК РФ);
  6. Обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые в отношении заявителя.
  7. Направить обращения о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов предпринимателей, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в органы государственной власти, местного самоуправления, иные органы, организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

Информация о результатах рассмотрения жалоб субъектов предпринимательской деятельности подлежит размещению (опубликованию) на официальном сайте Уполномоченного в сети «Интернет». Необходимым условием является обезличивание персональных данных.

 

Ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного

В целях пресечения попыток воспрепятствовать осуществлению Уполномоченным его законных прав и обязанностей введена административная ответственность (ст. 17.2.2 КоАП РФ). Согласно ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ соответствующие дела рассматриваются судом. Так, вмешательство в деятельность уполномоченного с целью повлиять на его решения влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 2 тыс. руб.

Если должностное лицо не исполнило законные требования Уполномоченного либо воспрепятствовало его деятельности в иной форме – оно может быть оштрафовано на сумму от 2 тыс. до 3 тыс. руб.

В случае несоблюдения должностными лицами установленных сроков предоставления Уполномоченному информации (документов, материалов, ответов на обращения) штраф составит от 1 тыс. до 2 тыс. руб. Наконец, повторное совершение в течение года любого из упомянутых правонарушений влечет дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года. При этом стоит отметить, что ответственность за воспрепятствование деятельности региональных уполномоченных в КоАП РФ не закреплена и может устанавливаться нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

 

Другие права и обязанности Уполномоченного

Уполномоченный вправе назначать общественных представителей, действующих на общественных началах, которые осуществляют представительские и экспертные функции.

Также он может создавать экспертные, консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах, и привлекать для участия в их деятельности представителей органов государственной власти, местного самоуправления, предпринимательского сообщества, общественных организаций. Кроме того, Уполномоченный вправе создавать общественные приемные, оказывающие предпринимателям консультативную помощь по вопросам, относящимся к его компетенции (ст. 7 закона об уполномоченных).

«Именно потому, что обращения связаны практически со всеми отраслями экономики, мы создали институт общественных омбудсменов, которые на безвозмездных началах рассматривают обращения, каждый по своей сфере. На данный момент таких общественных омбудсменов при уполномоченном – 27 человек», – пояснил Борис Титов.

Отдельный блок прав Уполномоченного связан с его деятельностью как эксперта, который имеет право обращаться к различным государственным и муниципальным органам с законодательными и иными инициативами, связанными с защитой прав и законных интересов предпринимателей (ст. 6 закона об уполномоченных). Такие предложения могут выдвигаться Уполномоченным, в частности, по итогам рассмотрения и обобщения обращений предпринимателей (абз. 2 п. 2.1 Порядка рассмотрения обращений Уполномоченным).

Например, Уполномоченный имеет право направлять предложения о принятии (изменении, признании утратившими силу) нормативных правовых актов, относящихся к сфере его деятельности, Президенту РФ, членам Совета Федерации, депутатам Госдумы, в Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, иные органы государственной власти и местного самоуправления. Также он может давать заключения на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы предпринимателей. Такие заключения являются обязательными для рассмотрения Правительством РФ, федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления (срок ответа Уполномоченному – 30 дней со дня получения).

Также Уполномоченный может направлять Президенту РФ:

  • мотивированные предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и законных интересов предпринимателей до решения этого вопроса соответствующим судом.
  • мотивированные предложения об отмене постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ федеральным законам и указам Президента РФ.

Если федеральным органом исполнительной власти принят нормативный акт, необоснованно затрудняющий ведение предпринимательской деятельности, то Уполномоченный имеет право направить в Правительство РФ мотивированные предложения об отмене (приостановлении действия) как всего документа, так и его отдельных положений. Аналогичные предложения Уполномоченный может направлять в отношении нормативных актов региональных органов исполнительной власти – высшему должностному лицу субъекта РФ, но только в случае, если соответствующие полномочия предусмотрены конституцией (уставом) субъекта РФ.

Наконец, Уполномоченный вправе направлять органам и лицам, имеющим право на обращение в Конституционный Суд РФ мотивированные предложения об обращении в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии нормативных актов Конституции РФ (п. 7 ст. 6 закона об уполномоченных).

При этом по окончании каждого календарного года Уполномоченный представляет доклад Президенту РФ о результатах своей деятельности, который также подлежит размещению на официальном сайте Уполномоченного в интернете и официальному опубликованию в «Российской газете».

 

Цитата

Уполномоченный при президенте рф по правам предпринимателей

Борис Титов, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей

Кончено же, главное наше достижение – проведение амнистии по экономическим статьям УК РФ. Она еще не закончена, но уже сейчас более 1300 предпринимателей воспользовались своим правом на амнистию. Кроме изменения к лучшему судеб конкретных людей, эта амнистия еще и очень громкий и сигнал нашим правоохранительным органам: бизнесмены – важная и полезная для государства часть нашего общества. Считаю, что в перспективе мы сможем отойти от обвинительного уклона в отношении бизнеса. Не стоит забывать, что главная задача, поставленная Президентом РФ Владимиром Путиным перед институтом бизнес-омбудсмена – добиться решения хозяйственных споров исключительно в гражданско-правовом поле.

Фото: бизнес-омбудсмен.СЂС„

Наиболее значимые инициативы Уполномоченного

Одной из наиболее заметных инициатив Уполномоченного стала подготовка совместно с депутатами Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 июля 2013 г. № 2559-6 ГД «Об объявлении амнистии» (далее – постановление). Документ предусматривает освобождение от уголовного наказания и снятие судимости с лиц, впервые осужденных за преступления в сфере предпринимательской деятельности (в том числе, если обвинительный приговор еще не вступил в силу).

В том числе, речь идет об условно осужденных, осужденных, отбывание наказания которым отсрочено, условно-досрочно освобожденных от оставшейся неотбытой части наказания, а также осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

Также данные лица будут освобождены от дополнительных видов наказаний, не исполненных на день вступления в силу постановления, за исключением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Наряду с этим, документом предусматривается прекращение уголовных дел о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности в упомянутой сфере, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда, о преступлениях, совершенных до вступления в силу постановления.

При этом амнистия распространяется только на осужденных, которые выполнили обязательства по возврату имущества и (или) возмещению убытков потерпевшим до окончания срока исполнения постановления. Кроме того, амнистия (за исключением ее части, связанной с прекращением производства по делам) не распространяется на осужденных:

  • совершивших преступления, предусмотренные указанными статьями, перечисленными в совокупности с другими преступлениями, предусмотренными УК РФ;
  • ранее осуждавшихся за умышленные преступления и вновь осужденных к лишению свободы за умышленные преступления;
  • ранее освобождавшихся от наказания в порядке помилования или в соответствии с актом об амнистии и вновь совершивших умышленное преступление.

Перечень составов преступления, на которые распространяется действие амнистии, является закрытым и включает в себя: ст. 146, ст. 147, ст. 159.1, ст. 159.4, ст. 171, ст. 171.1, ч. 1 ст. 172, ст. 173.1, ст. 173.2, ст. 174, ст. 174.1, ст. 176, ст. 177, ч. 1 и ч. 2 ст. 178, ст. 180, ст. 181, ст. 191, ст. 192, ст. 193, ч. 1, ч. 2, п. «а» ч. 3 ст. 194, ст. 195, ст. 196, ст. 197, ст. 198, ст. 199, ст. 199.1, ст. 199.2 УК РФ. Амнистия закончится 3 января 2014 года.

Также Уполномоченный выступает за сохранение действующих оснований для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях, а именно – только на основании материалов, направленных налоговыми органами (ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ, п. 3 ст. 32 НК РФ). Напомним, что ранее Президентом РФ в Госдуму был внесен законопроект, который предусматривает возможность возбуждения уголовных дел правоохранительными органами по ст. 198-199.2 УК РФ в общем порядке – без участия налоговиков4.

Преюдиция – признание судом, прокурором, следователем или дознавателем доказанными обстоятельств, установленных ранее вступившим в законную силу судебным актом, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства (см. ст. 90 УПК РФ, ст. 69 АПК РФ, ст.62 ГПК РФ).

Медиация – способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимого посредника) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Процедура медиации применяться при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства (ст. п. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации»).

Причем механизм, предлагаемый главой государства, уже действовал ранее, но был отменен с целью снижения коррупционного давления на бизнес5. По мнению Уполномоченного, нынешний порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях доказал свою эффективность и привел к существенному сокращению фактов необоснованного уголовного преследования предпринимателей. В то же время, его пересмотр приведет к возобновлению негативной практики использования уголовного преследования по налоговым преступлениям в коррупционных целях.

В связи с этим Уполномоченный совместно с руководителями «ОПОРЫ России», Торгово-промышленная палаты, Российского союза промышленников и предпринимателей и «Деловой России» направили обращение Президенту Р Р¤ о проведении дополнительных консультаций с представителями предпринимательского сообщества и правоохранительных органов о целесообразности изменения порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям.

Помимо этого, Уполномоченный выступил с рядом других предложений. Например, в ходе рабочей встречи 13 ноября текущего года с Председателем Правительства РФ он предложил распространить правила страхования вкладов физических лиц в банках на индивидуальных предпринимателей. По его данная мера коснется порядка 3 млн человек и не создаст большой нагрузки на бюджет, но при этом позволит поддержать малый бизнес.

«Весной этого года мне поступило обращение от индивидуальной предпринимательницы из Омска, чьи вклады сгорели в обанкротившемся банке. Получается, что их вклады практически не защищены. Поэтому я и выступил с идей изменить этот порядок и отдельно страховать в АСВ вклады индивидуальных предпринимателей. Эта инициатива, к слову, встретила полную поддержку со стороны самого агентства, а сейчас Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев дал указание детально ее проработать», – комментирует свою инициативу Борис Титов.

Кроме того, Уполномоченный поддерживает инициативу об объединении ВС РФ и ВАС РФ. «Это решит проблему преюдиции, когда суды общей юрисдикции игнорируют решения арбитражных судов», – считает он6. Также Уполномоченный активно выступает за развитие института медиации (формирование единого перечня профессиональных медиаторов), введение арбитражных судов присяжных, реформирование системы третейских судов, в частности, создание третейского суда на базе Торгово-промышленной палаты РФ.7

 

Цитата

Уполномоченный при президенте рф по правам предпринимателей

Борис Титов, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей

«Сейчас уполномоченные по защите прав предпринимателей приступили к работе в 70 субъектах РФ. Проблема в том, что часть из них пока действует на общественных началах, что при желании дает повод органам исполнительной власти рассматривать их обращения в том же порядке, что и обращения граждан. Но вскоре эта ситуация должна быть решена и официальные назначения состоятся во всех регионах. Так же полноценной работе региональных уполномоченных будет способствовать принятие региональных законов регулирующих их деятельность и определяющих их полномочия».

Фото: бизнес-омбудсмен.СЂС„

Как рассматривают жалобы предпринимателей региональные уполномоченные?

Региональный уполномоченный осуществляет свою деятельность строго в границах территории соответствующего субъекта РФ. Исходя из этого, он рассматривает жалобы предпринимателей не только зарегистрированных в данном регионе, но и тех, чьи права и законные интересы были нарушены на его территории (ч.1, ч. 2 ст. 9 закона об уполномоченных).

Предприниматели могут направить жалобу региональному уполномоченному на решения или действия (бездействие) органов государственной власти субъекта РФ, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте РФ, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, нарушающие права и законные интересы предпринимателей (ч. 1 ст. 10 закона об уполномоченных).

Направление жалобы по одному и тому же вопросу уполномоченным, осуществляющим свою деятельность в разных субъектах РФ, не допускается. В случае, если после принятия жалобы к рассмотрению региональным будет установлено, что аналогичная жалоба уже рассматривается уполномоченным в другом субъекте РФ, жалоба оставляется без дальнейшего рассмотрения и возвращается обратившемуся с ней субъекту предпринимательской деятельности. Подробный порядок рассмотрения жалоб региональными уполномоченными определяется законами конкретных субъектов РФ8 (ч. 1 ст. 10 закона об уполномоченных).

Права регионального уполномоченного при рассмотрении жалоб, установленные федеральным законодательством, совпадают с правами Уполномоченного (за исключением возможности беспрепятственно проходить в государственные органы и муниципальные по предъявлению служебного удостоверения). При этом, например, их право без специального разрешения посещать места содержания под стражей и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, непосредственно в законе об уполномоченных не прописаны. Однако они закреплены в упомянутых выше специализированных нормативных актах наравне с аналогичными правами Уполномоченного. Детальное же регулирование деятельности региональных уполномоченных осуществляется каждым субъектом РФ по-своему.

Региональные уполномоченные по окончании календарного года обязаны направлять Уполномоченному информацию о результатах своей деятельности с оценкой условий осуществления предпринимательской деятельности в регионе и предложениями о совершенствовании правового положения предпринимателей.


Особенности участия Уполномоченного и региональных уполномоченных в арбитражном, уголовном процессе и административном производстве

При обращении в арбитражные суды федеральный и региональный уполномоченные, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца. Кроме того, Уполномоченный вправе вступить в дело на стороне истца или ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. Также он может обжаловать вступившие в законную силу судебные акты, пользуясь статусом лица, не участвовавшего в деле, о правах и обязанностях которого арбитражный суд принял судебный акт (ст. 53.1, ст. 42 АПК РФ).

Защитник – лицо, осуществляющее защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых или лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, и оказывающее им юридическую помощь соответственно при производстве по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ч.1 ст. 49 УПК РФ, ч.1 ст. 25.5 КоАП РФ).

По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности, Уполномоченный может быть допущен к участию в деле в качестве защитника (ст. 25.5.1 КоАП РФ). В таком качестве он имеет право вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами (ст. 25.5 КоАП РФ). При этом стоит отметить, что для региональных уполномоченных право выступать в качестве защитника не предусмотрено.

Кроме того, Уполномоченный или региональный уполномоченный по определению или постановлению суда на основании ходатайства обвиняемого могут быть допущены в качестве защитника в уголовном процессе наряду с адвокатом, а при производстве у мирового судьи и вместо адвоката (в порядке ч. 2 ст. 49 УПК РФ).

 

Новости по теме:

  • Роспотребнадзор и Уполномоченный по защите прав предпринимателей подписали соглашение о сотрудничестве – ИА «ГАРАНТ», 2 августа 2013 г.
  • ВАС РФ и Уполномоченный по защите прав предпринимателей подготовят законопроект об арбитражных судах присяжных – ИА «ГАРАНТ», 28 мая 2013 г.
  • Уполномоченный по защите прав предпринимателей предлагает пересмотреть структуру налоговой нагрузки на бизнес – ИА «ГАРАНТ», 24 мая 2013 г.
  • Уполномоченный по защите прав предпринимателей и МВД России подписали соглашение о сотрудничестве – ИА «ГАРАНТ», 18 февраля 2013 г.
  • Уполномоченный по защите прав предпринимателей не должен лоббировать интересы бизнеса – ИА «ГАРАНТ», 12 октября 2012 г.

Исследование:

Результаты опроса: Как, на ваш взгляд, отразится на климате предпринимательской деятельности работа уполномоченных по правам предпринимателей?

 

_______________________

1 Подробнее см. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы (утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574).
2 Информация размещена на официальном сайте Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
3 См. абз. 10 п. 2 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; п. 2 ст. 7 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
4 Текст законопроекта № 357559-6 размещен на официальном сайте Госдумы.
5 См. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 407-ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
6 Информация опубликована на официальном сайте Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
7 Информация опубликована на официальном сайте Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
8 См., например, Закон г. Москвы от 30 октября 2013 г. № 56 «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве»; Закон Республики Марий Эл от 18 октября 2013 г. № 36-З «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Марий Эл»; Закон Кировской области от 18 октября 2013 г. № 335-ЗО «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Кировской области»; Закон Удмуртской Республики от 7 октября 2013 г. № 56-РЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике» и др.

www.garant.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.